Главная » 2016 » Июль » 11

 11 мая 2016 года судебные палаты по гражданским и хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрели дело по иску прокурора в интересах государства о признании недействительным и отмене распоряжения Теофипольской районной государственной администрации Хмельницкой области, признании недействительным договора аренды земли (№ 6-824цс16).
   А именно: прокурор просил признать недействительным договор аренды земли, которым было передано в аренду земельный участок сроком на 49 лет для ведения фермерского хозяйства. Основанием иска было то, что нарушаются интересы государства, поскольку из-за непроведения нормативной денежной оценки земли, которая передавалась в аренду, существенно занижается арендная плата за использование земли, что приводит к непоступлению средств в бюджет.
   Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции, с выводом которого согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, исходил из того, что за пользование спорным земельным участком уплачено в размере, предусмотренном действующим в настоящее время статьей 288 НК Украины, что исключает недополучения бюджетом средств за пользование землей, на что обращал внимание прокурор в своем исковом заявлении; в порядке гражданского судопроизводства подлежит защите именно нарушенное право, а прокурором доказано как нарушаются права государства через расчета сторонами договора нормативной денежной оценки земли другим методом, суд пришел к выводу, что требования заявленного иска служат лишь формальным поводом для прекращения договорных отношений.
   Однако Верховный Суд отменил решения предыдущих судебных инстанций и признал договор аренды земли недействительным.
Руководствуясь частью первой статьи 203, частью первой статьи 215 ГК Украины основанием недействительности сделки является несоблюдение в момент совершения сделки стороной (сторонами) требований, установленных частями 1-3, 5 и 6 статьи 203 настоящего Кодекса, и, в частности, когда содержание сделки противоречит ГК Украины, другим актам гражданского законодательства.
   Согласно части первой статьи 632 ГК Украины цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, определенных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
    Согласно части первой статьи 15 Закона Украины «Об аренде земли» одним из существенных условий договора аренды земли является арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату. Отсутствие в договоре аренды земли одного из существенных условий, предусмотренных этой статьей, а также нарушение требований статей 4-6, 11, 17, 19 настоящего Закона является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, а также для признания договора недействительным в соответствии с законом.
    Дефиниция арендной платы прописана в статье 21 Закона Украины «Об аренде земли», а именно: арендная плата - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, не может быть меньше размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «Об оплате за землю», и превышать 10% их нормативной денежной оценки.
Согласно статьи 289 НК Украины и частью первой статьи 13 Закона Украины «Об оценке земель» предусмотрено, что для определения размера арендной платы для земель государственной и коммунальной собственности обязательно проводится и используется нормативная денежная оценка земельных участков, которая представляет собой капитализированный рентный доход (доход, который можно получить из земли как фактора производства в зависимости от качества и местоположения земельного участка), определенный по установленным и утвержденным нормативам (статья 1 Закона Украины «Об оценке земель»).
      Служители Фемиды сделали вывод, что обязанность по уплате арендной платы является нормативно урегулированным и не может определяться или изменяться и прекращаться сторонами договора по собственному волеизъявлению, а также соблюдение надлежащего экономического регулирования земельных правоотношений, обеспечение поступлений платежей по арендной плате в местные бюджеты в законодательно определенных пределах путем их верного правового регулирования непосредственно относится к интересам государства, ошибочно считать факт непроведения нормативной денежной оценки в порядке, установленном законодательством, чисто формальной основанием для признания спорного договора недействительным.

Просмотров: 911 | Добавил: ponomarenko303 | Дата: 11.07.2016 | Комментарии (1)