Главная » Статьи » Мои статьи

Решение проблемы беженцев

В связи с последними политическими событиями в Украине, аннексией территории Автономной Республики Крым, в нашем лексиконе все чаще стали упоминать грустное слово «беженцы». Кто это такие, с какими проблемами столкнулись эти люди и как возможно ли разрешить проблему беженцев в Украине?
Уже никого не удивляет повторение ситуации, которая до недавнего времени была характерна для стран Африки, государств третьего мира и территорий, которые вовлечены в военные действия или террористические операции. С недавнего времени украинцы пополнили печальный мировой опыт. Появились первые беженцы, и вместе с этим задачи различного уровня сложности – социальные, экономические, финансовые, политические, которые требует незамедлительного решения не только в самой Украине, но и в других странах, так как затрагивают интересы всего мирового сообщества.
Проблема беженцев во всем мире уже давно рассматривается как глобальная, в связи с чем у многих стран разработаны собственные механизмы, и существуют внутренние программы легализации статуса массовых переселений. Основная цель Управления Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН, созданного в 1950 году, заключается в обеспечении прав и благополучия беженцев. УВКБ ООН стремится обеспечить такое положение, при котором каждый мог бы осуществить право на убежище, находить убежище в другом государстве и добровольно возвращаться на свою родину. УВКБ ООН стремится найти долгосрочное урегулирование ситуации с беженцами. Свыше 6800 сотрудников агентства работают в более чем 110  странах мира и оказывают правовую защиту и помощь миллионам беженцев, возвращающимся лицам, лицам, перемещенным внутри страны и лицам без гражданства.
В Украине правовое поле в отношении определения статуса беженцев со всеми вытекающими отсюда последствиями находится пока на начальной стадии развития. Общая осведомленность общества в данной проблеме достаточно низкая. Это приводит к тому, что даже сейчас ряд политиков, экспертов, журналистов до сих пор путают понятие «беженца». Согласно Закону Украины «О беженцах» это понятие определяется так - лицо, которое не является гражданином Украины и вследствие целиком обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится за пределами страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь за пределами страны своего предшествующего постоянного проживания, не может или не желает возвратиться к ней вследствие указанных опасений. Согласно этому определению, крымских жителей, которые по своей природе, гражданству, резиденции являются гражданами Украины, назвать на материковой части беженцами невозможно. Такой статус им могут присвоить только в соседних странах.
Так, например, известен случай обращения 30 семей из Крыма в Польше о присвоения им статуса беженцев. Согласно польскому законодательству про статус беженца, существует определенная разрешительная процедура на получение соответствующего статуса. Данная процедура предполагает, что любой гражданин другого государства, который прибывает на территорию Польши, немедленно должен обратиться к представителю власти и заявить о том, что он просит  присвоить ему статуса беженца. Этот гражданин остается временно на территории пограничной заставы, его документы изымаются, передаются в соответствующие органы. Далее граждане, которые просят присвоить им статус беженцев, направляются в отдельно отведенный регион, на территории которого построены специальные общежития, где они могут временно перебывать в течение двух месяцев. Польские власти в связи с заявлениями, которые оформляются юридически, начинают проверку всех обстоятельств, на которые ссылаются граждане, для того чтобы получить статус беженца. Эта проверка длится около двух месяцев. По истечении двух месяцев польские власти принимают решение о присвоении статуса беженца этим гражданам или оформляют мотивированный отказ. Кроме того, решаются вопросы разрешения на проживание беженцев на конкретной территории, где у них есть родственники, друзья и т.д. или все-таки принимается решение отвести им какую-то конкретную территорию, где впоследствии может формироваться национальное землячество. При этом политика властей достаточно открытая и при принятии соответствующих решений рассматриваются множество факторов: географическое местонахождение, социальные, бытовые, коммуникационные и прочее условия. Только после определения и легализации положения, на котором находятся иностранные граждане на территории Польши, можно переходить к решению вопросов оформления разрешения на работу, вопросы пособий и социальных выплат.
Таким образом, согласно действующему законодательству, крымские жители, которые приезжают на материковую часть являются переселенцами, а не беженцами. И в этой связи никакой дополнительной помощи или выплат в украинском законодательстве не предусмотрено. В данном случае можно рассчитывать только на помощь благотворительных фондов, волонтерских организаций. Поэтому в Киеве и в других городах организованы комитеты добровольной помощи подобным переселенцам, которые предлагают содействие в поиске жилья, питания, какой-либо работы.
Таких ситуаций в мире очень много. В Сирии такого рода действия еще не завершены. Также в истории известны случаи, происходившие при участии России на тех территориях, где находятся ее военные базы и в тех регионах, которые она не хотела уступать. Эти территории, чаще всего, вовлечены в соперничество между США и Россией. Распад Югославии, когда бежали люди, родившиеся и проживающие в Косово - из Словении бежали в Хорватию, а словенцы, которые проживали на территории Хорватии, эвакуировались в Словакию. Балканский узел очень сильно пострадал во время событий в Югославии. Вопросы гражданства, легализации проживания на иностранных территориях до сих пор не разрешены окончательно и вызывают противоречивые трактовки в международном правовом поле.
В сложную ситуацию на фоне развернувшихся политических событий попали этнические меньшинства АРК. Так, например, решение татарского народа в Крыму было передано в формате обращения в ООН для получения статуса коренного народа Крыма в связи с локальным проживанием на этой территории. Окончательное решение от ООН пока не получено. Если крымские татары получат такой статус, то, скорее всего, это даст повод сформировать автономную область или район в Крыму, на котором будут проживать локально крымские татары как коренной народ крымского полуострова.
Пока что российская сторона полностью игнорирует все решения ООН, ЕС, ЮНЕСКО и всех иных общественных организаций, а также законы международного права, все международные договора и соглашения. Поэтому сейчас сложно спрогнозировать, будет ли российская сторона обращать внимание на решение ООН о том, что бы татарскому народу присвоить статус коренного народа.
Если статус коренных жителей так и не будет присвоен крымским татарам, то их будут принуждать получить статус нерезидентов, что повлечет новые проблемы для татарского народа. В статусе нерезидентов крымские татары будут расцениваться как зарубежные граждане РФ. Они не смогут быть призывниками в армию,  их гражданские и социальные права будут ограничены согласно российскому законодательству о нахождении нерезидентов на территории государства. Крымские татары не смогут занимать управленческие государственные должности, принимать участие в выборной компании, становиться чиновниками, поступать на государственную службу и для того, чтобы заняться бизнесом, им нужно пройти иной, длинный путь легализации бизнеса в этой стране. Дети, которые будут рождены на этой территории, могут получить гражданство только государства РФ. Если они все-таки захотят получить гражданство Украины, им придется выехать за пределы Крыма, потому что украинских паспортных столов на территории Крыма уже нет.
А вот с выездом никаких проблем нет, крымских татар и другое население Крыма не могут держать в заточении. Создается впечатление, что позиция России сейчас такая: чем больше выйдет несогласных, тем больше освободится рабочих и жилых мест. Также снимутся вопросы безопасности, связанные с рисками постоянных забастовок, негативных статей от коренных жителей и т.д., что в свою очередь требует постоянной ответной реакции от правительства.
Согласно существующему международному законодательству других стран, граждане, получившие статус беженцев, через какой-то промежуток времени, могут вернуться в свою страну, где проживали до этого, при этом юридически они имеют такую возможность и это их полное право.
В Украине механизм возврата переселенцев из АРК обратно в сложившейся ситуации никак не отрегулирован. Сейчас многие боятся находиться на территории Крыма, бросают свое жилье, имущество и переезжают на материковую часть страны. Если переселенцы примут решение о возврате на территорию бывшей автономной республики, то это может оказаться физически невыполнимой задачей. Так как в Крыму сейчас фиксируются прецеденты захватов гостиниц, пансионатов, а также частной собственности. При этом известны случаи переезда граждан из разных уголков РФ в Крым, когда они занимают брошенные жилища.
Сегодня в Крыму проводится мониторинг рынка недвижимости, сформировано БТИ Крыма, которое в свою очередь состоит из шести региональных представительств. Ранее архивные дела объектов недвижимости, зарегистрированных до 2010 года, существовали исключительно на бумажных носителях. После создания единого реестра в 2010 году вся информация была трансформирована в электронный вид. На данный момент доступ к единому электронному реестру закрыт. Работает экспертная комиссия, которая проводит полный мониторинг объектов недвижимости, их принадлежности, прав собственности. Кроме этого, нужно отметить тот факт, что согласно украинскому законодательству должна быть нормативная правовая «увязка» объекта недвижимости и земельного участка, на котором этот объект расположен, а в российском законодательстве таких норм не существует. Это создает огромное пространство для мошеннических операций и фальсификаций при оформлении прав собственности на других собственников. И этот вопрос до сих пор открыт со стороны украинской власти!
Остается неразрешенным вопрос с выдачей российских паспортов. С 1-го апреля в Крыму изъяты печати в паспортных столах, и никто не может получить крымскую прописку. Получается, только те граждане, которые имели регистрацию до 1 апреля, получили возможность оформить российский паспорт. Все остальные должны получить справку о том, что они являются нерезидентами.
Граждане, которые выехали с Крыма, вряд ли смогут получить обратно свою недвижимость. Фактически они попали «в подвисшее» состояние – так как не могут получить ни статус граждан РФ, ни статус нерезидентов, так как выехали с территории полуострова. Кто и каким образом будет распоряжаться их имуществом – неизвестно. Поэтому, у всех юридических и физических лиц, которые имеют недвижимость на территории Крыма, основной задачей сейчас должно стоять проведение инвентаризации, для того, чтобы определить рыночную стоимость объектов, желательно в валютном эквиваленте, и перерегистрировать в российском реестре. В сложившейся ситуации процедуру проведения инвентаризации лучше доверить компетентному органу, который имеет опыт работы на аннексированных территориях.

Автор: Геннадий Пампуха, международный эксперт права и независимой экспертизы, директор Независимого института судебных экспертиз, Президент МНА «Европейская арбитражная палата» (г. Брюссель, Бельгия), основатель и генеральный директор Международной юридической корпорации «Принцип»

Категория: Мои статьи | Добавил: koala (08.02.2016)
Просмотров: 518 | Теги: ЮРКОНСАЛТИНГ ГРУП, Решение проблемы беженцев, юридические услуги | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar